Алфавит автомойки

Любая мойка, будь то мытье посуды, стирка белья или чистка металлических поверхностей (скажем, кухонной плиты) подразумевает отделение жидких или твердых частиц загрязнений от обрабатываемой поверхности с последующим их удалением. Мойка автомашин не исключение: она работает по такому же принципу.

Кузов: основы основ

В качестве активного реагента используются средства, представляющие собой композиции различных ПАВ – поверхностно-активных веществ, которые, говоря простым языком, вклиниваются между обрабатываемой поверхностью и частицами загрязнений, обволакивают их, переводят во взвешенное состояние и затем удаляются с поверхности – в данном случае, под воздействием давления воды. Усилителем процесса являются щелочные компоненты, способствующие разрушению частиц загрязнений и таким образом выступающие катализатором процесса. Исходя из вышесказанного, все основные моющие вещества, использующиеся при мойке автомобилей, представляют собой композиции ПАВ и щелочных компонентов.

Соответственно, перед производителями средств для мойки автомобилей стоит задача производства концентрированных средств (удобных для перевозки и доставки), с тем чтобы снизить затраты на транспортировку. Иными словами, такие средства должны содержать оптимальное количество ПАВ и щелочей и не быть при этом сильнощелочными – обрабатываемые поверхности нужно беречь.

Концентрация ПАВ при этом должна обеспечивать оптимальное время взаимодействия моющего раствора с обрабатываемой поверхностью автомобиля: от 30 секунд до 2 минут.

Здесь и далее мы будем говорить о бесконтактной мойке как наиболее эффективном и распространенном способе. Конечно, нельзя забывать и о ручной мойке – о ней отдельный разговор.

Колеса, двигатели и прочие нюансы

Колесные диски по определению более загрязнены, чем кузов автомобиля и, следовательно, для очистки должны быть подвергнуты более сильному воздействию моющих средств. Для мойки колес могут использоваться и щелочные, и кислотные средства, однако, как показывает практика, кислотные средства обладают лучшей моющей способностью и эффективнее удаляют сильные загрязнения. Кроме того, в кислотное средство можно ввести антикоррозионные добавки, эффективно работающие против ржавчины. Щелочные средства такой защиты не дают.

Для очистки двигателя используют щелочные средства, но с меньшим содержанием щелочных компонентов, нежели при мытье кузова (открытые компоненты двигателя имеют пластиковые, алюминиевые поверхности, которые "боятся" высокого рН). С другой стороны, загрязнения на двигателе в основном имеют жиро-масляное происхождение (следы смазочных материалов), поэтому при их удалении показано использование органических растворителей в виде органических добавок.

При окраске кузова автомобиля важно пользоваться специальными красками, имеющими в своем составе основу, собственно краситель и закрепитель (лак). Такие краски наносятся при определенных температурных режимах и эффективно закрепляются на поверхности. Некоторые краски не отличаются высокой стойкостью (особенно при нарушении технологии их нанесения) и могут начинать "сходить" уже при минимальном механическом воздействии. В этом случае лакировка кузова для машины становится жизненно необходимой, хотя существуют дешевые краски, которые смываются не только щелочью, но и обыкновенной водой.

Для ускорения сушки автомобиля и придания поверхности кузова дополнительного блеска используются специальные средства, называемые восками (хотя, в сущности, они далеко не всегда таковыми являются). Восковые растворы наносятся на поверхность кузова методом распыления или просто выливаются на кузов. Помимо вышеуказанного эффекта, восковая пленка защищает кузов от загрязнений, облегчая его последующее мытье. Зимой эффективность наличия на кузове восковой пленки возрастает еще больше: она защищает кузов от дорожных реагентов, способствующих разрушению его поверхности.

Услуга воскования кузова хорошо распространена в странах Западной Европы: в нашей стране она пока не так популярна – возможно, в силу своей трудоемкости и ресурсоемкости. По опыту ведущих технологов, воскование машины занимает 20-25% времени ее полной обработки. В чем выход? Видимо, в разработке соответствующих предложений, отражающих затраты на осуществление данной услуги.

Либо – в приготовлении воскового раствора и поливании машины из ведра. Перерасход материала – да, налицо, зато существенно сокращается время нанесения средства. Единого мнения на предмет того, не вредно ли поливать воском стекла, не существует: кому-то нравится, особенно в сильный ливень, когда огромные дождевые капли скатываются с лобового стекла, абсолютно не мешая обзору. Впрочем, то же можно сказать и о специальных средствах для обработки стекол: «антизапотеватель», «антидождь»… Вопрос весьма спорный: одним – нравится, другим – не очень.

Технология химчистки салона в чем-то перекликается с профессиональной обработкой ковровых покрытий: для удаления загрязнений (которые на 95% те же, что и в домашних условиях) используется мощный моющий пылесос и моющее средство с сильным пенообразованием на основе высококонцентрированных ПАВ, которые эффективно вытягивали бы загрязнения с обрабатываемой поверхности. Препараты для ручной чистки салона, как правило, являются универсальными пятновыводными средствами и работают так же, как обычные пятновыводители, используемые домохозяйками.

Антиобледенители и им подобные препараты, производящиеся многими западными производителями, разрабатываются на основе этилового спирта и в России относительно непопулярны. Видимо, в нашей стране они не найдут широкого распространения до тех пор, пока у нас будет выпускаться дешевая водка, которая, по мнению подавляющего большинства автолюбителей и автопрофессионалов, лучше любого специального средства.

Панель управления салона автомобиля должна быть чистой, без пыли, а 80% владельцев машин предпочитают, чтобы она еще и блестела. Для покрытия панели управления используются специальные антистатические вещества, содержащие в своем составе силиконовые компоненты. Аналогично все большее распространение получает чернение резины: процесс напоминает воскование, а используемые при этом вещества могут также иметь в своей основе силиконы.

Чем протирать

Современные протирочные материалы – искусственные замши разрабатываются по принципу столь популярных среди домохозяек впитывающих губок, салфеток и отличаются хорошей впитывающей способностью благодаря своей пористой структуре и мягкой поверхности. Некоторые используют для протирки поверхностей кузова автомобиля натуральную замшу, что, на наш взгляд, не совсем эффективно, поскольку дорогостоящий материал под воздействием трения и загрязнений разрушается, и срок его службы не оправдывает затраты.

Для протирки стеклянных поверхностей используется бумага или тканевые салфетки различной плотности, которая позволяет равномерно удалять со стекла загрязнения и полировать его таким образом, чтобы на поверхности не оставалось следов. Такие материалы поставляет любая уважающая себя фирма – производитель автокосметики.